Мария Фёдоровна Заринская 01.02.1900–14.09.1989 Мария Фёдоровна Заринская родилась в Петербурге 1 февраля 1900 г. в семье петербургского архитектора Фёдора Эдуардовича Крюгера и Марии Андреевны (до замужества Васильевой). Получив прекрасное домашнее воспитание, окончила с золотой медалью гимназию М.Д. Могилянской. Домашнее музыкальное образование позволило ей поступить в Петроградскую консерваторию по классу рояля. Её педагогами были В.И. Скрябина, а затем профессор В.Ф. Дауговет. Но из-за болезни руки (перетрудила!) курс пришлось оставить. Одновременно проходили занятия вокалом в классе профессора С.Н. Гладкой, но после отъезда педагога класс был расформирован. Это было трудное время для России, для каждой семьи и для семьи Крюгеров. Род Крюгеров в Петербурге - один из старинных и разветвленных родов. Нельзя сказать твердо, были ли эти люди выходцами из Германии и каких времен, но, по крайней мере, с начала XIX века прослеживается активное участие представителей рода в общественной, научной и культурной жизни нашего города. Прадед Марии Федоровны, Федор Крюгер, в 20-30-х годах работал по гостиничному делу, а сыновья его, Даниил и Эдуард, открывают уже художественную страницу этой ветви рода. Так сложилось, что архитектор, художник Даниил Генрих Адольф Федорович (род. 1834), работал больше в Риге. Эдуард Готлиб Фридрих (1829 - 1897), дед Марии Федоровны, поступил в Императорскую Академию художеств (ИАХ), окончил ее с серебряной медалью, позднее стал академиком архитектуры. Он женился на Каролине Трислер, тоже из немецкого рода. В этой семье выросло 10 детей, трое из них – сыновья Фридрих Якоб Вильгельм, отец Марии Федоровны, и Эдуард, а также зять Альберт Бибер становятся по примеру отца семейства архитекторами, все оканчивают ИАХ и строят, строят. Дома их постройки украшают Васильевский остров, Невский проспект и улицы Герцена, Марата и Восстания. Приметен дом Городского кредитного общества возле Александринского театра, с тяжелым рустованным низом и большими полуовальными венецианскими окнами, в стиле так называемого неоренессанса – этот дом Э.Ф. Крюгер построил в соавторстве с Виктором Шретером: ныне в нем помещается банк «Санкт-Петербург» (пл. Островского,7). Вся жизнь рода так или иначе была связана с Васильевским островом. В доме 32 на 15 линии жили молодые Крюгеры (Эдуард Готлиб Фридрих с женой Каролиной). Оттуда, по соседству, ходили сыновья Эдуард и Федор в Академию Художеств. Федор Эдуардович, начинающий архитектор, будущий отец Марии Федоровны, женившись на Марии Андреевне Васильевой, из родительского дома, как было принято, уехал, но вместе с отцом и братом взялся за перестройку купленного на 8-линии Васильевского острова дома № 7, который их стараниями стал четырехэтажным, солидным. Перестройка была завершена в 1897 г., и в него переехало все большое семейство. Их потомки в трех поколениях оставались в доме до самого недавнего времени, пережив потрясения Октября и блокады, наводнения 1924 года и чисток 30-х. В нем родилась и Мария Крюгер. В квартире на 4-ом этаже она с мужем пережила блокаду, а по возвращении из эвакуации пришлось жить в одной комнате двум семьям сестёр Марии Фёдоровны и Надежды Фёдоровны, так как во время их отсутствия квартиру заняли люди из разрушенного дома. Лишь после 1965 года, когда при содействии дирекции Дворца культуры им. В.В.Капранова и Областного Совета профсоюзов за заслуги в деле художественного воспитания трудящихся Марии Фёдоровне было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», появилась возможность предоставить семье Заринских отдельную квартиру на Наличной улице. Впоследствии дом №7 претерпел капитальный ремонт, нет теперь парадного входа с 8-ой линии – во все квартиры попадают с Днепровского переулка. Мария Фёдоровна Заринская была широко образованным человеком: знала немецкий язык в совершенстве, французский, испанский, итальянский языки; её сердце было раскрыто для тонкого и чуткого восприятия поэзии А. Блока, А. Ахматовой , Н. Гумилёва… До последних дней жизни читала наизусть А. Пушкина («Песнь о вещем Олеге», первые шесть глав «Евгения Онегина»), стихи М. Лермонтова, А. Плещеева, А.К. Толстого. Обладая богатым внутренним миром и высочайшей культурой прошлого, Мария Фёдоровна с интересом относилась и к музыкальной, художественной, поэтической культуре второй половины ХХ века: посещала выставки Пабло Пикассо, Ренато Гуттузо, слушала и джазовые композиции, побывала и на концерте группы «Машина времени» (рассказывая об этом, она добавила: «правда, старше меня на этом концерте никого не было»). Это была яркая творческая личность – она писала стихи, ставила спектакли для коллективов детей, с которыми работала, ею было создано много переложений музыкальных произведений для женского состава хора, написаны статьи об охране детского голоса, о работе с хоровым коллективом. Один из концертов Академического женского хора в Капелле, посвящённый 30-летию снятия блокады (и 30-летию хора, рождённого в 1944 году, начинался стихотворением Марии Фёдоровны: Ещё не наступил войне конец, Но шла в Берлин дорога, И пионерский наш Дворец Стал оживляться понемногу. В его спасительную твердь Под своды белой колоннады Шли дети, видевшие смерть И пережившие блокаду… Талант музыканта, яркий педагогический дар, чуткая поэтическая натура и горячая любовь к детям сплелись воедино в облике этой удивительной женщины. Мария Фёдоровна Заринская 45 лет руководила созданным ею коллективом, а точнее сказать, растила и пестовала его. Этот хор и сейчас поёт, участвует в Хоровых ассамблеях Петербурга, в фестивалях и конкурсах. В Академическом женском хоре имени М.Ф. Заринской до сих пор поют бывшие хористы детского хора Дворца пионеров, Правда, в последние годы всё чаще приходится встречаться не только на репетициях: проводы в последний путь хоровых подруг полны печали, скорби… Горечь утраты в 1989 году дорогого и любимого руководителя хора не затмила того света, которым одарила каждую хористку Мария Фёдоровна. В архиве хора сохранился нигде не напечатанный некролог, написанный Галиной Баранчук в день прощания с Марией Фёдоровной: "Вчера, 20 сентября 1989 года, мы прощались с нашей дорогой Марией Фёдоровной Заринской, жизнь которой прервалась жестоко и нелепо... А потому вчерашний день не был в ряду обычных дней – это был День Посвящения человеку, который прожил без малого 90 лет, и каких лет... Есть люди на сейчас и сегодня – они проходят и угасают со своим временем, но есть люди, их немного, которые – навсегда, они принадлежат вечному и вечности. Эти люди – явления. Таким явлением и была Мария Фёдоровна Заринская. Природа создала Её кристаллом дивной силы и чистоты. Это был самородок, который вобрал в себя столько граней, что их пока трудно даже оценить. Огромное человеколюбие, открытость людям, щедрость таланта, высочайший аристократизм духа, внимание, участие ко всем и вся и к тому же искрящаяся живая женская натура, огромная требовательность к себе, совершенно детское жизнелюбие, умение удивляться и удивлять... и ещё, и ещё... Она, соединившая в себе две эпохи, была свидетелем великого трагизма, в который была ввергнута Россия, теряя интеллигенцию и интеллигентность, а с ними и русскую душу, которая кристаллизовалась в ранние времена христианского подвижничества. Наше время – это время скорбных крушений, потерь, разорения, развенчания – это преступление, вершившееся против русского духа и в конечном счёте, русской нации как таковой. Но в чём же феномен Заринской? Она, пришедшая из прошлого века, среди безумия всех этих десятилетий несла удивительной силы светлые начала, которые соединились в величии духа и таланта. И это делает её человеком-гуманистом, национальным достоянием, а потому Мария Фёдоровна дана каждому из нас и миру в целом и вечности... В ней жила исключительная способность любить всех и вся, вне рангов и достоинств. Эта маленькая изящная женщина обладала удивительным полюсом притягательности, полюсом магии. В её присутствии нельзя было быть примитивно-будничным. Это был уровень, который обязывал. В ней было столько ярких качеств и не было одного – равнодушия, того, что делает человека безликим, бесхребетным, что растворяет индивидуальность, что разъединяет и, в конечном счёте, санкционирует, хотя и не напрямую, преступления. А потому мы не можем не испытывать чувства вины перед этим светлым человеком, который не ведал этого порока. Её уход – это завещание нам, живущим, быть сегодня и завтра всё-таки чище, всё-таки внимательнее друг к другу, ответственнее, добрее и щедрее и обрести в конце-концов ту великую силу любви, которой в полной мере обладала Мария Фёдоровна и которую хотела видеть в каждом из нас. Это и есть уровень Заринской, который мы знаем, чувствуем и который обязывает душу трудиться неустанно...» Мария Фёдоровна Заринская осветила путь в музыкальный мир многим своим ученикам: Елена Образцова, Надежда Юренева, Тамара Новиченко, Макар Алпатов, Марианна Евсеева, Ирина Смирнова, Ирина Кулешова, Мария Гольденшлюгер, Элла Десюкевич и ещё многие-многие другие всегда с благодарностью вспоминают своего Учителя. В яркой творческой жизни М. Ф. Заринской большое место занимало общение с музыкантами – хоровиками, с композиторами: незабываемыми остаются в памяти участниц хора встречи с Александром Васильевичем Свешниковым, Исааком Дунаевским (хор был первым исполнителем песни «До чего же хорошо кругом!»), с Анатолием Григорьевичем Новиковым, с Сергеем Слонимским, с совсем ещё молодым студентом Консерватории Георгием Портновым… Марию Фёдоровну уважали такие мастера, как Густав Эрнесакс, Григорий Сандлер, всегда с благодарностью и почитанием говорит о ней Владислав Чернушенко, назвавший однажды М. Ф. Заринскую «Музыкальной жемчужиной России». Приводим здесь стихотворение, написанное Марией Федоровной в последний год жизни и адресованное самой себе, которое так и называется: Самой себе Мне много лет, Но я еще тружусь И не стыжусь, А чуточку горжусь, Что все еще стою на сцене Перед хором. А женский хор – Что может быть нежней? (Особенно – для наших жестких дней). Пусть возраст мой Не будет мне укором. (1989 г.) Ученица Марии Федоровны Тамара Николаевна Лейкина так писала о хоре: "Мария Фёдоровна Заринская и созданный ею хор Академический женский хор имени М. Ф. Заринской имеет давнюю и славную историю. Некоторые его участницы поют в этом хоре с детства. В 1944 г. в Ленинградском Дворце пионеров на Фонтанке был организован детский хор, художественным руководителем которого стала Мария Фёдоровна Заринская, наделённая ярким, неподражаемым талантом музыканта и педагога. Щедрость её души, безграничная любовь к детям сотворили чудо: хористы по возрасту должны были покинуть Дворец пионеров и школьников, однако, оставались в хоре, организовался сначала молодёжный ансамбль, а затем и большой хор. Вместе с руководителем этот хор в 1960 г. стал коллективом Дома культуры имени В.В. Капранова (позднее Дворца культуры и техники им. В.В.Капранова). Вскоре этот коллектив приобрёл известность и за пределами Петербурга: Академический женский хор был неизменным участником Праздников Песни в Таллине, Риге (на международном конкурсе хоров в Таллинне в 1972 г. завоевал золотую медаль), по приглашению музыкальной общественности союзных республик хор с успехом гастролировал в Ереване, Тбилиси, Запорожье, Бресте, много раз участвовал в вокально-хоровых конференциях Союза Композиторов в Москве, демонстрируя мастерство в исполнении произведений современных авторов (Мераб Парцхаладзе, Сергей Слонимский, Ефим Адлер, Анатолий Новиков, Георгий Свиридов и др.) и живое подтверждение методики работы М. Заринской, изложенной ею в статьях: «Работа над звучанием детского хора» ( сборник «Воспитание и охрана детского голоса» - изд. АПН РСФСР,1953), «Особенности обучения в женском молодёжном хоре» (сборник «Развитие детского голоса» - Москва, изд. АПН, 1963), «От детского хора до народного коллектива» (сборник «Могучее средство воспитания» - Ленинград, Музыка, 1978). Светлая память нашей дорогой любимой МФЗ!